Неудержимое стремление делать покупки постепенно становится "болезнью" современного общества. Американские ученые считают, что индивидуумов, готовых ради очередного "марш-броска" по магазинам опустошить банковский счет, презреть интересы собственной семьи и наделать неподъемных долгов, становится все больше. А в университете штата Иллинойс разработали довольно простой тест, позволяющий выявить в том или ином человеке эти пагубные тенденции. Для начала исследователи провели предварительные опросы среди персонала высшего учебного заведения, насчитывающего 550 человек. Ученые пришли к заключению, что примерно 9 проц сотрудников вуза категорически надо запретить брать с собой из дома кредитную и дебитную карты. Иначе без масштабных потерь для семейного бюджета не обойтись. При этом 15 лет назад категория "шопаголиков", как на Западе принято называть необузданных покупателей ненужных благ, составляла от 2 до 8 проц опрашиваемых социологами. В ходе недавних исследований данный показатель превышал четко 6 проц. По мнению группы ученых университета Иллинойса под руководством профессора в области маркетинга Кента Монро, выявить "шопаголика" можно с помощью шести вопросов. Правда, отвечать на них надо максимально точно и, главное, чистосердечно. Например, валяются ли в вашем доме нераспечатанные пакеты с покупками? Считают ли вас окружающие "шопаголиком? Сводится ли ваша жизнь в основном к приобретению вещей? Покупаете ли вы ненужные или незапланированные в бюджете товары? Каждый ответ может набрать до 7 баллов. Суммарный счет в 25 баллов и выше означает, что вы, увы, способны опустошить прилавки любого магазина в ущерб себе и близким.
Ученые считают, что в диагностике "заболевания времени" им удалось сказать новое слово. Раньше "шопаголизм" обуславливался материальным достатком и неприятностями в личной жизни. Сейчас исследователи определили характерные психологические черты кандидата в "пациенты". Как правило, это - весьма возбудимые люди с низкой самооценкой, склонные к депрессии и часто впадающие в стресс. Они любят прятать покупки, возвращать их обратно в магазин, затевать ссоры с семьей по поводу неоправданных расходов и заводить массу кредитных банковских карт.
Разработанный тест позволяет сделать достаточно однобокий взгляд на проблему. "Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы разработать методику помощи людям, склонным приобретать вещи, которые им по большому счету не нужны. Тенденция чревата бесполезной тратой ресурсов, усугублением семейных отношений и личных взаимоотношений", - резюмировал Монро.
АМИ-ТАСС